В чем ходили наши пра-пра-бабушки?
Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи "Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова" +
Наиболее многочисленная группа славянских оберегов это обереги для женщин. Роль оберегов выполняли многочисленные украшения. Славянские женщины обереги носили на поясе, в виде ожерелья, у плеча или соединяли их с головным убором. Девушки свои обереги прикрепляли к ленте, которую носили вместо головного убора.
Славянские обереги - подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами. Они имели вид длинных украшений, идущих от кокошника вниз. Колты, или височные кольца тоже были женскими оберегами.
Женщина кривичей в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.
Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века - XII век.
Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.
Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.
Сзади к головному убору подвешивалась сетка. Она также являлась оберегом у славянских женщин и защищала от сглаза и порчи.
Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.
Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская.
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.
Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил. Чело княгини обрамляли височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи — рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. Праздничные рясны княгинь и боярынь делались из золота и украшались перегородчатой эмалью, а в этнографических материалах много рясен из разноцветного бисера, которые внизу, у пояса или на груди, завершались тяжеловатой кистью. На круглых бляшках некоторых рясен изображался целый набор аграрных символов: в центре — условное растение (называемое обычно Деревом Жизни) в процессе опыления: у корней растения — семена, а наверху, отдельно от него — прорастающие семена. Изредка в центре бляшек встречается перекрещенный квадрат с точками в малых квадратах, т. е. идеограмма засеенной нивы. В каждой паре рясен применялось от четырех до восьми разных сюжетов. Обязательны были птицы, прорастающие семена и опыляемое растение. Все это говорит о том, что рясны, опускающиеся вниз от «небесного» головного убора, были весьма продуманно посвящены теме «воздуха и земли»: семена всех видов, птицы, опыление растений . На некоторых ряснах из серебряных цилиндрических колодочек очень явственно обозначаются вертикальные ряды из нескольких сотен маленьких выпуклостей, создающих общее впечатление дождевых струй. Идея оплодотворяющего дождя хорошо согласуется с общей символикой женского головного убора.
К ряснам подвешивались колты (подвески) с изображением русалок-крылатых птицедев вил, орошающих поля из рогов. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. Свисая с выступающих углов кокошника, рясны доходили до плеч женщины, а колты достигали груди.
Наконец, на шею надевалась длинная цепь с двумя головами ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина мироздания — небо, земля и подземный мир, это все указывает на сакральный смысл, который вкладывался в торжественный парадный княжеско-боярский головной убор.
Разновидности колтов:
Семилопастные Звездчатые Лунничные
Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи "Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова" +

Наиболее многочисленная группа славянских оберегов это обереги для женщин. Роль оберегов выполняли многочисленные украшения. Славянские женщины обереги носили на поясе, в виде ожерелья, у плеча или соединяли их с головным убором. Девушки свои обереги прикрепляли к ленте, которую носили вместо головного убора.
Славянские обереги - подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами. Они имели вид длинных украшений, идущих от кокошника вниз. Колты, или височные кольца тоже были женскими оберегами.


Женщина кривичей в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.


Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.
Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века - XII век.


Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.
Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.
Сзади к головному убору подвешивалась сетка. Она также являлась оберегом у славянских женщин и защищала от сглаза и порчи.


Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.
Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.


Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская.
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил. Чело княгини обрамляли височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи — рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. Праздничные рясны княгинь и боярынь делались из золота и украшались перегородчатой эмалью, а в этнографических материалах много рясен из разноцветного бисера, которые внизу, у пояса или на груди, завершались тяжеловатой кистью. На круглых бляшках некоторых рясен изображался целый набор аграрных символов: в центре — условное растение (называемое обычно Деревом Жизни) в процессе опыления: у корней растения — семена, а наверху, отдельно от него — прорастающие семена. Изредка в центре бляшек встречается перекрещенный квадрат с точками в малых квадратах, т. е. идеограмма засеенной нивы. В каждой паре рясен применялось от четырех до восьми разных сюжетов. Обязательны были птицы, прорастающие семена и опыляемое растение. Все это говорит о том, что рясны, опускающиеся вниз от «небесного» головного убора, были весьма продуманно посвящены теме «воздуха и земли»: семена всех видов, птицы, опыление растений . На некоторых ряснах из серебряных цилиндрических колодочек очень явственно обозначаются вертикальные ряды из нескольких сотен маленьких выпуклостей, создающих общее впечатление дождевых струй. Идея оплодотворяющего дождя хорошо согласуется с общей символикой женского головного убора.
К ряснам подвешивались колты (подвески) с изображением русалок-крылатых птицедев вил, орошающих поля из рогов. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. Свисая с выступающих углов кокошника, рясны доходили до плеч женщины, а колты достигали груди.
Наконец, на шею надевалась длинная цепь с двумя головами ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина мироздания — небо, земля и подземный мир, это все указывает на сакральный смысл, который вкладывался в торжественный парадный княжеско-боярский головной убор.
Разновидности колтов:



Семилопастные Звездчатые Лунничные


